Эксплуатация и обслуживание электроустановок
На любом предприятии эксплуатация и обслуживание электроустановок должны быть организованы так, как того требует действующие в РФ нормативы. Это не только даст возможность избежать штрафов при проверках, но и обеспечит стабильную работу всей электросети на объекте.
Не всегда эксплуатация электрооборудования выполняется силами штатного персонала. Иногда для этой цели привлекают сторонних специалистов, обладающих достаточной квалификацией — именно они выполняют все работы по обслуживанию систем, поиску неисправностей и их устранению.
Основные задачи
Эксплуатация и техническое обслуживание электроустановок — одно из важнейших направлений работы любого предприятия. От того, как будет организована сервисная служба, зависит:
- Стабильность функционирования электрооборудования.
- Своевременность обнаружения неисправностей.
- Скорость локализации аварий.
- Эффективность работы коммуникаций на объекте в целом.
Основная задача персонала, который отвечает за сервисные операции и эксплуатацию электросетей — обеспечение работоспособности всего установленного оборудования. Для этого сотрудники выполняют осмотр техники, производят плановые манипуляции — включение/отключение, чистку, замену элементов.
При обнаружении неисправности поломка может быть устранена собственными силами. Если же авария достаточно серьезна, то ее следует локализовать для уменьшения ущерба, затем привлечь специалистов с необходимыми навыками и уровнем допуска.
Кто может обслуживать электроустановки: требования к сотрудникам
Правильная эксплуатация и безопасное обслуживание электроустановок обеспечиваются за счет подготовки электротехнического персонала:
- Административно-технического.
- Ремонтного.
- Оперативно-ремонтного.
Часто ремонтные и оперативно-ремонтные функции совмещаются.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ
Сотрудникам, выполняющим любые операции на электроустановках, обязательно присваивается группа электробезопасности (для электротехнического персонала, не входящего в состав энергослужбы — II или выше, при необходимости выполнять единоличное обслуживание — от III или выше).
Все работники, которые привлекаются к выполнению сервисных либо ремонтных операций на электрооборудовании, обязательно проходят:
- Инструктажи по пожарной безопасности, охране труда.
- Целевые/внеплановые инструктажи.
- Проверки знания правил работы на электрооборудовании, контроль освоения норм охраны труда, пожарной безопасности.
- Специальные обучающие мероприятия, а также тренировки (для оперативных/ремонтных служб).
Обязательным будет прохождение всеми сотрудниками подразделения медицинского осмотра с периодичностью, которая устанавливается действующими нормативами. Специалисты, входящие в состав административного, оперативного и ремонтного персонала, также обязаны уметь оказывать первую помощь, обладать базовыми навыками пожаротушения с использованием стандартных средств.
Плановые сервисные операции
Операции по обслуживанию установок, поиску поломок и ремонту оборудования могут проводиться в порядке текущей эксплуатации, по распоряжению руководителя или по наряд-допуску. Бригаде выдается документ, который содержит название установки или участка, перечень работ, срок их выполнения. Также в наряде приводится список исполнителей (состав бригады), могут указываться меры безопасности.
Плановые работы выполняются по списку, который утверждается руководителем. При составлении плана операций по обслуживанию электроустановок учитываются особенности их конструкции, нагрузка, режим работы или другие параметры.
При плановом сервисе сотрудники рабочей бригады контролируют технологический режим работы установки, если нужно – корректируют его. Также в сферу их ответственности входят оперативные переключения, замена расходных материалов. Мелкие неполадки, обнаруженные в ходе обслуживания, могут устраняться на месте, без привлечения ремонтной бригады.
Поиск поломок, их устранение
Для обнаружения неисправностей периодически выполняется осмотр всего электрооборудования. Признаками поломки могут служить:
- Перегрев отдельных деталей или участков цепи.
- Появление искр.
- Задымление.
- Посторонние звуки.
Присутствие этих признаков обязательно фиксируется, и на основе анализа принимается решение: либо бригада устраняет неисправность своими силами, либо обесточивает участок (если это возможно), передавая руководству запрос о привлечении ремонтников с нужным уровнем допуска/квалификации.
Ремонтные работы выполняются в соответствии с технологическими картами. В технологической карте обязательно указываются контрольные характеристики, которые замеряются после завершения ремонта.
Выгоды от аутсорсинга задачи
На крупных предприятиях за эксплуатацию электроустановок отдельные структурные подразделения. При достаточном количестве персонала процесс можно организовать таким образом, чтобы за каждый участок отвечала своя служба.
В то же время компании с минимальным штатом испытывают сложности с организацией энергослужбы по всем правилам: для исполнения всех нормативных требований приходится привлекать дополнительных сотрудников, снижая рентабельность.
Оптимальным решением будет поручение этого участка специалистам сторонних организаций. Преимущества такого решения:
- Снижение нагрузок на штатный персонал.
- Экономия времени на обучение, инструктажи, проверку знаний, получение допусков.
- Оптимизация сервисных операций – они будут выполняться по утверждённому графику.
- Профилактика неисправностей, снижающая риск выхода электроустановок из строя.
- Своевременное выявление, локализация и устранение аварий.
Еще одним преимуществом будет сведение к минимуму контактов с представителями контролирующих органов. Так что кроме гарантии безопасной эксплуатации электрооборудования можно получить значительную экономию времени.
Комментарии отключены.